Компьютер и здоровье ребенка

Компьютер и здоровье ребенкаОстановить приход компьютерной эпохи невозможно. Уменьшить опасности, подстерегающие ребенка перед экраном компьютера, необходимо!

Родители! Отвлекитесь на минуту от своих дел и обратите внимание, как Ваш ребенок сидит за столом при работе с компьютером. Голова наклонена вперед или в стороны, плечи приподняты, некоторые дети сидят вполоборота, подавшись одним плечом вперед, изогнув позвоночник. В результате: напряжены мышцы шеи, мышцы головы, руки и плечи, что способствует развитию сколиоза.

Длительное пребывание в подобной позе приводит к застойным явлением в системе позвоночных артерий, нарушению нормального кровообращения мозга и, как следствие, может привести к головным болям, снижению памяти, болям в сердце, и к нарушениям сердечного ритма за счет перераздражения сплетений нервных узлов, расположенных вдоль позвоночного столба.

Воздействие на зрение:

Глаза регистрируют самую легкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения, появлению слезотечения, рези в глазах, коньюктивиту, быстрой утомляемости глаз. При анализе медицинских данных обследования учащихся школ отмечается, что более четверти учащихся имеют сниженную остроту зрения, а при работе на компьютере зрение еще больше ухудшается.

Перегрузка суставов кистей рук:

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникает онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки.

Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, и в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Влияние компьютера на психику ребенка:

Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных образов. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребенка.- Пройдя через множество компьютерных битв, победив всех чудовищ, ребенок и наяву продолжает виртуальный поединок: ставит себя выше родителей, мнит себя хозяином Вселенной.

Поскольку детская психика очень неустойчива, снижается успеваемость, дети становятся капризными и перестают интересоваться чем-либо, кроме компьютера, теряя навыки общения и социальную ориентацию в обществе.

Чтобы снизить вредное влияние компьютера на здоровье ребенка, нужно соблюдать следующие рекомендации:

1) Контролируйте время компьютерных забав. Максимальная длительность одноразовой непрерывной работы на компьютере не должна превышать:

Для детей:

  • 6 лет - не более 15 минут в день;
  • 8-10 лет - не более одного часа в день;
  • старше 11 лет - не больше полутора часов в день, с перерывами, через каждые 15 минут.

Важным условием перерывов должен быть активный отдых: самомассаж пальцев, сжимание резинового мячика, физкульт. паузы, упражнение для глаз.

2) Необходимо выдерживать расстояние от глаз до экрана монитора, оно должно быть 60-70 см.

3) Не рекомендуется дотрагиваться до экрана руками, так как у экрана монитора образуется электростатическое поле.

4) Перед началом занятий следует протирать пыль с экрана, которая способствует увеличению потенциала электростатического поля, что отрицательно сказывается на нервной и сердечно-сосудистых системах.

5) Играть в компьютерные игры перед сном абсолютно не допустимо.

6) Надевайте на ребенка вещи из натуральных тканей, таких, как хлопок, избегайте синтетических.

7) Правильная осанка максимально разгружает мышцы и позволяет работать без утомления и усталости.

Определите подходящую высоту стула, посадите ребенка и положите руки на клавиатуру: ноги должны касаться пола или подставки, бедра чуть выше колен, спина упирается в спинку стула, а предплечья располагается параллельно полу.

8) Комната, где занимается ребенок, должна быть всегда освещена, необходимо стремиться к уменьшению контраста между светлым экраном и освещением.

При подсвете настольной лампы свет ее не должен попадать в поле зрения ребенка и отражаться на экране монитора. Лучше всего разместить лампу за компьютером, что обеспечивает рассеянное освещение вокруг него.

9) Компьютер излучает электромагнитное поле в основном с торцевой части монитора и системного блока. Поэтому его разумнее устанавливать в углу комнаты, чтобы пореже обходить вокруг. Направляйте тыловую часть монитора на внешнюю стену: часть излучения минует вас и ваших домашних.

10) Хорошо, если в комнате, где стоит компьютер, есть аквариум, растения, которые часто поливают, что повышает влажность в помещении.

Большое значение для сохранения зрения и здоровья имеет гимнастика для глаз и оздоровительные комплексы физических упражнений.

Упражнения для глаз выполняются сидя или стоя, спиной к экрану при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Физкультурная пауза:

  • Ходьба на месте 20-30 с., темп средний. И.п – основная стойка (о.с.). 1 – руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  • И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 – наклон назад, руки за спину. 3-4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  • И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
  • И.п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и.п. 3 – присесть, руки вверх. 4 – и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

Помните!

Здоровье ребенка в Ваших руках!